Всё, что вы хотели знать об Архызе, но боялись спросить: 7-8 февраля 2015
Архыз: отличное качество катания и практически полное отсутствие жилья среднего класса.
Привет, друзья. Это Артур, который в Фузбасе отвечает за домбайское направление, и который по долгу службы много-много лет не ездил ни в какие другие горы. В этом сезоне мы начали возить в Архыз, и на рейс 7-8 февраля 2015 организовать поездку выпало мне. Раньше я был в Архызе дважды, но только в разведывательных целях, без катания. В этот же раз я приехал сюда полноценно, со сноубордом, с полным автобусом клиентов и с организацией расселения. Картина этого курорта теперь сложилась у меня более полная, и этой информацией я хочу с вами поделиться.
Горнолыжный курорт "Архыз" расположен в 10 километрах дальше самого посёлка Архыз. На данный момент катание сосредоточено в посёлке Романтик. Возникает логичный вопрос: почему курорт не называется "Романтик"? Только вчера понял, изучив весь долгосрочный проект. Романтик – это только одна зона из четырех, где через какое-то количество лет будет катание. Кроме этого хотят построить ещё три комплекса с подъемниками и трассами: Лунная Долина, Дукка и Пхия. Соответственно когда всё это будет достроено, общим названием вполне справедливо будет общепринятое наименование местности – Архыз.
Начну рассказ с печальных впечатлений. Непосредственно возле канаток сейчас есть только одна гостиница – двухкорпусный "Романтик" со звёздами и со всеми удобствами. О первом нашем знакомстве с этим местом я рассказывал
полтора года назад. Но с тех пор, к сожалению, ценник на проживание изменился не в лучшую сторону. Пользуясь своим монопольным положением, ребята взвинтили цены. Вот текущий прайс:
http://hotelromantik.ru/ceny/. Очевидно, это дороже, чем можно найти на нашей пост-олимпийской Красной Поляне. Однако же, не смотря на высокие цены, гостиница "Романтик" занята почти вся и почти всегда.
Наш Fuzbus, как известно, веников не вяжет. Число наших клиентов за 8 лет работы только растёт, и собрать один большой автобус в одно направление для нас не проблема (мы и по три собираем и по четыре). Наш контингент – это люди достатка среднего, рабочий класс можно сказать, и цены "Романтика" для большинства неприемлемы. Плюс к тому, забронировать там места на 50 человек может просто не получится по причине огромного наплыва туристов, приезжающих самостоятельно.
Остаётся посёлок Архыз. И тут очень важно понимать, что он из себя представляет. Архыз – это… как бы сказать помягче… очень далёкое от цивилизации место. По большому счёту несправедливо называть его посёлком, это село, по сравнению с которым тот же Домбай – современный мегаполис. Вдоль единственной асфальтной дороги, проходящей через весь крошечный Архыз, нет тротуаров, по этой дороге неспешно прогуливается крупный рогатый скот, всюду грязь по колено, слева и справа удручающие картины полуразваленных домов и хозяйственных построек за перекошенными, сбитыми из досок заборами.
Не стоит, однако, винить Архыз. И моё повествование эмоциональной окраски не несёт. Нужно просто объективно понимать – это обычная российская глубинка (русско-карачаевская), которая не была готова к появлению по соседству супер-современного горнолыжного курорта.
Возвращаюсь к главной проблеме, к жилью. Гостиничный фонд посёлка Архыз на сегодня представляет собой несколько относительно крупных совдеповских пансионатов и небольшое количество маленьких частных гостиниц. Цены на жильё невелики, и в совокупности с фактором дороговизны жилья возле канатки, получается вполне закономерный эффект – весь фонд посёлка расписан полностью и на несколько недель вперёд.
Для этого рейса мы забронировали жильё на "Турбазе Алания". Фасад корпуса гордо украшен баннером "Нам 50 лет" – информацией, которую в гостиничном бизнесе афишировать не стоит. Хотя скрыть это было бы сложно. Даже для райдеров, привыкших кататься на Эльбрусе и в Домбае (о Красной Поляне даже не говорю), это жильё ощутимо более низкого качества и с крайне непривычной для современных туристов организацией. Удобства на этаже, хочешь поужинать – закажи всей группой ужин с утра, хочешь купить хотя бы бутылочку воды – иди по Архызу искать магазин, в душе недостаточно горячая вода – сейчас растопим "пионерский" душевой домик, что в ста метрах от корпуса 4 и в пятидесяти метрах от корпуса 1.
ОДНАКО ЖЕ!!... Весь наш автобус не жаловался, спокойно перенёс все неудобства и на мои извинения за всяческие недочёты с улыбкой отвечал "Да ладно, Артур, ничего страшного ". Я даже специально провёл опрос среди пассажиров на обратной дороге – ВСЕ единогласно ответили, что были бы готовы вернуться в Архыз и жить в "Алании".
А всё потому, что катуха на курорте "Архыз" ВЕЛИКОЛЕПНА! И с этого места начинаются мои положительные впечатления.
Курорт является единым комплексом со всеми вытекающими бонусами: между зданиями тротуарная плитка, лестницы, перила, лавочки, урны, красивые вывески, информационные стенды, карты трасс. Всё красивое, всё новенькое, на здания приятно смотреть, а между ними приятно ходить.
Встречает туристов большой корпус единого сервисного центра курорта. Мне, как без малого "жителю" Домбая, было очень интересно – что может быть в здании, которое называется "сервисный центр"? А там всё: холлы с диванами, аптека, ресторан, бистро, огромный прокат, мастерская по ремонту снаряги, сувенирная лавка, банкомат сбербанка, огромный тач-экран с описанием курорта и будущего проекта. Короче, чистая Европа!
Пол-ложечки дёгтя, однако, тоже есть. С утра в субботу в огромном прокате закончились сноуборды (что говорит о большой доле новичков в контингенте курорта). Две кассы, расположенные на улице, были не слишком расторопны, очередь собралась внушительная и долгая. Ещё не успели поставить стенд, сообщающий, что кассы есть и внутри СЦ, поэтому девушке-сотруднице приходилось периодически выходить к уличной очереди и зазывать людей внутрь.
Подъемников в Архызе говорят, что три. Но один из них не считается, потому что он – "конвейер" для детей в детской зоне. Прошу, кстати, обратить внимание мамаш и папаш: есть отдельная зона, где учат кататься деток, огороженная от взрослых райдеров и с соответствующим мультяшным оформлением:
Четырёхкреселка – исключительно для начинающих райдеров. Поднимает не высоко, не далеко и под ней зеленая трасса. Очередь на этот подъемник гораздо-гораздо больше, чем на гондолу. Можно снова сделать вывод о том, что в Архыз едет много новичков.
Гондола – основной и единственный полноценный подъемник, под которым обустроены две соединяющиеся на выкате трассы – синяя и красная. Поднимаемся на гондоле:
Снег на обоих трассах идеальный. С утра всё отратрачено, стоят снежные пушки, почти на всём протяжении трасс ограждения, склон ровный и гладкий. Кто-то жаловался, что во второй половине дня трасса уже разбита, но если сравнивать с Домбаем, трасса идеальна в любое время дня. Помните в Домбае под шестикреселкой участок, на котором можно как следует разогнаться? Примерно на 200-300 метров выше снежной пушки. Это лучший участок домбайского склона, потому что он ровный, широкий и с приятным уклоном. Трассы в Архызе – это один сплошной такой участок. Гонять можно везде, зализанных участков нет, бугров нет, о камнях – даже речи нет! Их нет и их вообще не может быть, потому что мы видели эти трассы осенью – там под снегом специально подготовленный слоями грунт.
Синяя трасса – простая, идеально подходит для начинающих, расслабленное катание для опытных. Начинается трасса с достаточно долгого участка с минимальным уклоном, и дальше примерно две трети - с нормальным уклоном. На прямых участках опытным райдерам может показаться скучновато, но на поворотах можно повеселиться, набирая скорость и маневрируя между чайниками:
Красная трасса – наоборот начинается с хороших уклонов и становится более плоской к концу. Скорости можно развить куда более высокие, лично я местами ощущал свой предел и сбавлял, хотя уклон позволял гнать быстрее. Имеются резкие спуски, крутые повороты и крутые повороты с резкими спусками. Вполне себе интересное катание для райдеров среднего уровня, чайникам лучше не лезть. И, к сожалению, эта трасса ввиду большего среднего уклона короче, чем синяя.
Я, как человек, который никогда не был на по-настоящему подготовленных трассах Европы или Красной Поляны, как человек, привыкший к объезжанию камней как к неотъемлемой части процесса катания, боялся, что в Архызе мне будет скучно. Но нет. Это совсем не скучно. Это то, каким трассовое катание и должно быть: хорошо организованным и по специально подготовленной поверхности.
Что касается внетрассового катания, ничего сказать не могу. Снега между трассами было недостаточно, чтобы туда соваться. Поднимаясь на гондолке, мы наблюдали за отважными исследователями, решившими съехать ровно под ней, - ребята явно не получали удовольствия. Кстати, "снега мало" в Архызе может относиться только к поверхности вне огороженных участков. На трассах же за оснежением тщательно следят. Наверху есть специальный водоём, куда специальными мощными насосами поднимают воду, и откуда она затем распределяется по установленным вдоль трасс снежным пушкам. Искусственный снег замешивается с естественным, и перед началом каждого дня катания к бесконечной радости сноубордистов и лыжников выравнивается ратраками в идеальный вельвет.
Касательно кафешек – лично сам видел 3 штуки: кафе возле СЦ, бистро внутри СЦ и круглая панорамная кафешка на верхней гондольной станции. Кроме того видел указатель на ресторан внутри СЦ и люди говорили про якобы какую-то ещё кафешку отдельным зданием, но я не понял где и искать не стал. Всё, что я видел, было заполнено основательно, причём не в обеденное время. В общем, сделал вывод, что кафешек мало, а панорамную наверху зафоткал:
Цены на катание не могут не радовать. Они ниже всех остальных курортов, возможно по причине того, что трасс всего две, возможно просто демпингуют. Скипасс на один день стоит 1100 руб., на два дня – 1600 руб. В обоих случаях можно оставить залог 300 руб, чтобы скипасс дали бесконтактный. По окончании катания его нужно вернуть в кассу и получить обратно залог.
В общем и целом, Архыз – это вполне заслуживающий внимания курорт. Особенно для двух групп лиц: для тех, кто может себе позволить жить за дорого, и для тех, кто готов потерпеть и жить за очень дёшево.
Очень-очень, ОЧЕНЬ интересно, насколько получится проекту развиться до заявленных площадей и мощностей. После запуска всех очередей курорт планирует выйти на уровень более 180 километров подготовленных трасс. Ждать такого счастья, однако, нам предстоит долго. Насколько я помню информацию, которую читал по Архызу пару лет назад, и сопоставляя это с тем, что вижу сейчас, проект опаздывал на каждом своём этапе. С поправкой на это предполагаю, что до финала ещё лет десять. Что ж, это вполне достаточное время, чтобы частные инвесторы развили сектор жилья среднего уровня. По всем законом рынка это должно произойти неизбежно, не говоря уже о том, что неосвоенной (в соответствии с новой конъюнктурой) земли в Архызе (и на участке между Архызом и Романтиком) – бесконечно много.
За сим откланяюсь, спасибо за внимание. Надеюсь, что вся эта информация будет вам полезна. Решение по следующему нашему рейсу в Архыз мы примем в ближайшее время, обязательно следите за информацией на нашем сайте.
Мир.
Артур
09.02.2015